Выпускники с инвалидностью не хотят получать высшее образование в ДВФУ ежегодно свободными остаются около 300 мест

Крупнейший университет Дальнего Востока мог бы ежегодно принимать по 320 абитуриентов с инвалидностью, а принимает почти в 10 раз меньше.

Крупнейший университет Дальнего Востока мог бы ежегодно принимать по 320 абитуриентов с инвалидностью, а принимает почти в 10 раз меньше. Выпускники с ограниченными возможностями здоровья не заинтересованы в высшем образовании или слабо подготовлены к поступлению в вуз. А для слабослышащих в Приморье вообще нет условий, поэтому они уезжают в другие регионы.

Каждый год благодаря квотам получить бесплатное высшее образование в  могут сотни абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это касается ребят с 1-й и 2-й группой инвалидности – колясочники, слабослышащие, слабовидящие, с соматическими заболеваниями. Их принимают во ВГУЭС, «Дальрыбвтузе», МГУ им. адм. Г. И. Невельского, ТГМУ и ДВФУ. Больше всего мест готов предоставить Дальневосточный федеральный университет – 320. Однако по факту ежегодно в вуз поступает около 30 человек. 

Преподаватель кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института ДВФУ Иван Писарев более пяти лет рассказывает школьникам, что инвалидность – не приговор, а выдача школьного аттестата – не предел, можно пойти дальше и получить высшее образование.

«Государство даёт бешеный объём квот, но общество не может его использовать. Это связано с тем, что в отношении ребят с ОВЗ традиционно есть институциональная дискриминация. Такие школьники учатся по индивидуальному плану, к ним раз в неделю-две приходит преподаватель математики и русского языка. В итоге они очень слабо подготовлены. Обычным детям школа в полном объёме предоставляет знания по учебной программе, а этим детям – нет. И они очень часто не мотивированы учиться дальше», – рассказывает Иван Писарев.

Всего в ДВФУ учится около 200 инвалидов. В этом учебном году Иван вместе с инициативными студентами смог добиться того, что школьники с ОВЗ заняли 67 мест, а не 30, как обычно. Для ребят проводили день открытых дверей, ездили по специализированным школам, рассказывали про будущие возможности, а в школы, которые находятся за пределами Приморья, отправляли письма с предложением поступить в университет.

Абитуриенты с инвалидностью могут поступить на любую специальность, но чаще всего выбирают гуманитарные дисциплины. Многие из них хотят учить иностранные языки.

«Мы можем принимать не все категории. ДВФУ супер доступен для колясочников. Доступен, но чуть меньше для слабовидящих. Для слабослышащих мы не доступны, хотя квоты для них есть. И это тоже грустно. Колясочники могут поступать практически на все направления, а слабослышащим и глухим необходимы тьюторы (сурдопереводчики. – Прим. VL.ru) , которых государство не предоставляет», – объясняет Иван.

Директор специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната I вида Лариса Новикова , где учатся слабослышащие дети, подтверждает, что получить образование детям с ОВЗ во Владивостоке очень непросто, особенно глухим. Чаще всего школьники после 9-го класса уходят учиться в колледжи. Высшее образование получают немногие, и ради этого приходится уезжать в другие города.

«За все годы никого из наших выпускников не взяли во владивостокские ВУЗы. За высшим образованием наши дети уезжают в Благовещенск, учатся на лаборантов. Там есть доступная среда для глухих, и туда едут слабослышащие со всего Дальнего Восток. Также дети уезжают в Новосибирск – там тоже хорошая доступная среда для глухих. В Приморском крае образование для детей с ОВЗ – это больной вопрос. У нас девочка очень хочет пойти учиться во Владивостокский базовый медицинский колледж на массажиста, но они не могут предоставить ей доступную для обучения среду. В Приморском крае с глухими работает Уссурийский автомобильный колледж, и то там обучают только на повара, токаря и слесаря и архивариуса. Ещё одна девочка после 9-го класса поступила в колледж ВГУЭС и учится на дизайнера», – говорит Лариса Юрьевна.

Инвалидам-колясочникам в этом плане повезло больше. Кампус ДВФУ был построен по последним требованиям доступности. Здесь есть широкие лифты, пандусы, особые места в аудиториях, адаптированные санузлы и специальные комнаты в общежитии. Благодаря объединению студентов с ОВЗ здесь делают дополнительные съезды, убирают двери с порогами, ставят пандусы, где надо.

Анна Бабина учится на 3-м курсе в Школе региональных и международных исследований на кафедре японоведения . В ДВФУ девушка поступила по квоте. Обучение в вузе для неё – как продолжение борьбы за свои права.

«Мы с сестрой пошли в школу в шесть лет, умея читать и писать. Но из-за диагноза нас не брали в обычную школу. Единственная школа, которая нас приняла, – интернат для глухих и слабослышащих детей. Мы хорошо слышим, просто не можем самостоятельно ходить. И даже там нас постоянно пытались перевести на домашнее обучение. Мы постоянно проходили комиссии, к нам придирались, говорили, что тесты за нас решают родители. Но мы отстояли своё право обучаться в общеобразовательной школе», – вспоминает Анна.

Чтобы сдавать ЕГЭ наравне со всеми, девушке пришлось отправить множество писем во всевозможные инстанции. Потому что школьникам с ОВЗ положено сдавать облегчённую версию тестов.

«Недавно мама встретила мою классную из школы, учительница спросила, не отчислилась ли я из вуза. Никто не верит, что я могу там успешно учиться. Родители тоже сомневались, предлагали получить образование повара в колледже. Я понимала, что ВУЗ – это престиж и возможности. Это даёт больше уверенности в будущем. Я хочу жить достойно, как все, или даже немножко лучше», – объясняет студентка.

В этом году в Приморье, по словам министра образования Эльвиры Шамоновой, выпускается более 100 ребят с ограниченными возможностями здоровья. Они будут сдаватьа ГВЭ – государственный выпускной экзамен, с которым так же, как и с ЕГЭ, можно поступить в университет.

Чтобы участвовать в конкурсе на квотные места в ДВФУ, абитуриенту достаточно указать в заявлении на  сайте   наличие особого права и прикрепить соответствующие документы, подтверждающие наличие у него  I или II группы инвалидности или статуса ребёнка-инвалида. В этом году документы на поступление можно подавать и через  Госуслуги. А с общежитием ещё проще – абитуриенты-инвалиды получают приоритетное расселение.

Источник — Новости VL.ru

Последние новости

Китайская экономика теряет статус нефтяного гиганта

Переход на электромобили меняет спрос на нефть в Китае.

Опасности вейпов: мифы и реальность

Исследования показывают, что вейпинг может быть так же вреден, как и курение сигарет.

Судебное разбирательство по делу о разделе имущества супругов

В Чернигове состоялось слушание по иску о компенсации за автомобиль и минитрактор.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Зеленодольске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *