Сучан прирастал шахтами и школами (Часть 1)

Школа №3 Партизанска в нынешнем году отмечает свой 80-летний юбилей. В канун этой значимой даты сотрудники городского архива поделились интересными фактами о том, как строилась и открывалась одна из старейших школ города.

Школа №3 Партизанска в нынешнем году отмечает свой 80-летний юбилей. В канун этой значимой даты сотрудники городского архива поделились интересными фактами о том, как строилась и открывалась одна из старейших школ города.

Отметим, что такое сотрудничество с газетой — это не разовая акция, а одно из направлений плановой работы городского архива. Кроме текущей работы по подготовке архивных справок, копий и выписок, они ведут историко-исследовательскую работу, изучая архивные документы. Обычно эти публикации приурочены к юбилейным датам организаций и предприятий и общественно значимым событиям.
Принято считать, что школа №3 была построена и начала работу в 1942 году. Именно этот год постройки здания значится в техническом паспорте. Однако архивные документы исполнительного комитета Сучанского городского Совета депутатов трудящихся и городского отдела образования за 1942 год этого факта не подтверждают. И только в сентябре 1945-го в архивном фонде отдела образования появляется первый месячный отчет о выполнении сметы расходов местного бюджета на содержание школы №3. А в 1942 году на содержании местного бюджета находилось восемь начальных школ, три неполные средние школы, две средние школы №1 и №13, а также школа подростков, детский дом, педкабинет, ликбез, детская библиотека и городская центральная библиотека.
Давайте вначале узнаем о ситуации, которая сложилась в сфере народного образования в начале 1930-х годов, когда начало внедряться десятилетнее школьное образование. Вопросы обеспечения работы школ и подготовки к началу занятий регулярно рассматривались на заседаниях президиума Сучанского Городского Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов. Так, например, в резолюции к решению заседания ррезидиума Сучанского ГорСовета ГКК и КД от 15 августа 1932 года №26 говорится, что состояние работы на 15 августа не дает никакой гарантии своевременного вступления в работу большинства школ. Учебников издания 1932 года нет, старые не учтены, тетрадей, ручек, мела, перьев нет. Преподавателей старших классов только на одну школу. Абсолютно не ясна картина с преподавателями и учебниками для татарских групп. Политехнизацией школ никто не занимается, к организации в школах горячих завтраков не приступили.
На этом заседании было принято решение отремонтировать и подготовить к работе к 1 сентября школы на шахтах №1, 6, 18 и клубную часть Дворца культуры. Учитывая недостаток педагогов, предложить инспекции труда выявить педагогов соответствующей квалификации, работающих в организациях города, и отозвать их на работу в школы. Обязать Горснаб, Нарпит и торгующие организации к 25 августа быть подготовленными к снабжению учащихся горячими завтраками, «детобувью и детодеждой». Всего на этом заседании было принято 16 различных решений, включая призыв президиума ГорСовета для всех родителей учащихся принять личное участие в ремонте своих школ под руководством местных бригад содействия.
На следующем заседании Президиума, состоявшемся 15 сентября 1932 года, отмечалось, что, несмотря на имеющиеся трудности, в школах Сучана своевременно начались занятия, но наряду с этим работа школ происходит ненормально, преподавательский состав школ второй ступени еще полностью не укомплектован, некоторые школы в достаточном количестве не обеспечены школьной мебелью, новых программ в школах нет, физико-химических кабинетов нет, школьный режим в школах отсутствует, пионерской организацией учащиеся в школах полностью не охвачены, договор на политехнизацию школ не заключен, ни одна школа не прикреплена к производству и не имеет своих мастерских по металлу, письменными принадлежностями и учебниками школы не обеспечены, также не все школы обеспечены горячими завтраками для учащихся. По итогам заседания президиум обязал Гороно и рудоуправление принять срочные меры по устранению вышеизложенных недостатков в работе школ, а на ЗГК возложил обязанность в декадный срок изыскать все возможности для обеспечения школьников обувью и одеждой. При подготовке к следующему 1933/34 учебному году, на аналогичном заседании президиума ГорСовета 21 июня 1933 года говорилось о том, что отсутствует учебное здание на шахте №2 на 750 детей. Помещение школы во Дворце культуры не обеспечивает бесперебойный ход занятий и лишает возможности развернуть культработу среди рабочих рудника. По итогам заседания Гороно было поручено возбудить ходатайство перед облисполкомом о внесении в 1934 году в план строительства новое школьное здание на шахте №2 с пропускной способностью 750 учеников. В архивных фондах администрации округа и отдела образования отсутствуют документы, по которым можно было бы точно установить дату открытия средней школы №13 на шахте №2, но в имеющихся в городском архиве архивных документах первое упоминание о неполной средней школе №13 отражено в протоколе заседания ГорСовета от 7 сентября 1936 годы №25, на котором рассматривался вопрос об урегулировании финансирования школ.
Ежегодное увеличение добычи угля на рудниках невозможно было без роста численности трудящихся, приезжающих в город Сучан со всех уголков Советского Союза. Вместе со взрослым населением прирастало и детское, и все острее ощущалась нехватка классов и школ для обучения детей. Вопрос о строительстве новых школ был вынесен на рассмотрение президиума ГорСовета 23 января 1939 года. В преамбуле к постановлению президиума говорится: «Принимая во внимание, что текущий учебный год является чрезвычайно напряженным в г. Сучане с точки зрения удовлетворения классной площадью учащихся, и по состоянию на 1 января 1939 года все школы г. Сучана занимаются в две смены, а НСШ №13, НШ №5, НШ №11 имеют и третью смену за счет учебных занятий школ подростков и школы взрослых среднего образования. В данное время, в связи с систематическим завозом рабочей силы на рудники трестом «Сучануголь», контингент учащихся ежегодно увеличивается, и с 1 сентября по 1 января школами дополнительно принято 572 человек учащихся за счет вновь прибывших рабочих в город Сучан. Положение с классной площадью в школах создалось такое, что вынуждены были в первой учебной четверти занять под классы зал (НСШ №5), пионерские комнаты, и кроме всех этих мероприятий школы не обеспечивают нормальных условий для учащихся с точки зрения классной площади и в данное время Городской Совет вынужден освободить жилую площадь из общежитий вблизи расположенных около школ и предоставлять дополнительно, как классную площадь для размещения учащихся (НШ №5). В предстоящий 1939/1940 учебный год, если не будет увеличена школьная площадь за счет строительства новой школы в Сучане, семилетнее обучение будет поставлено под реальную угрозу срыва, так как по плану увеличения добычи угля в 1939/40 году увеличивается на 4342 человек рабочей силы, что, несомненно, вызовет увеличение контингента учащихся, а размещать будет негде. Кроме того, Городской Совет отмечает, что школьное строительство в Сучане является чрезвычайно отсталым участком и ни в коей мере не удовлетворяет быстро растущей угольной базы, промышленного строительства и вообще развитию города, имея ввиду, что за время последнего десятилетия в Сучане выстроено две начальных школы и две неполных средних школы, а остальные школьные здания в Сучане являются зданиями, приспособленными из бывших зданий клубов, больниц и общежитий, которые по существу являются для школы негодными, не отвечающими требованиям школы».
По результатам рассмотрения этого проблемного вопроса президиум принял решение просить Оргбюро Верховного Совета по Приморскому краю возбудить ходатайство перед Совнаркомом об утверждении строительства трех школ в Сучане на 1939/40 учебный год, включая среднюю школу на шахте №2 на 400 учащихся.
Вероятно, в рамках реализации этого решения и появилось у школы №13 новое здание школы, введенное в эксплуатацию в 1942 году, как указанно в техпаспорте нынешней школы № 3, но ни в 1942 году, ни в 1943, вплоть до сентября 1945 года школы №3 в Сучане не существовало…

Ирина ВАСИЛЬЦОВА, главный архивист

Продолжение следует

Последние новости

Новые инициативы в области рыбного хозяйства России

Федеральное агентство по рыболовству представляет новые исследования и проекты.

Мастер-класс по написанию текстов в БУКе

Уникальная возможность улучшить навыки написания под руководством профессионала.

Находка проводит инклюзивный конкурс на лучшую елочную игрушку

Горожане приглашаются принять участие в создании оригинальных новогодних украшений.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Астрахани, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *