Уссурийская крепость: кто построил «приморские геоглифы» и при чём тут Япония
Любители альтернативной истории, ищущие связи современного мира с внеземными цивилизациями, приняли военные укрепления под Уссурийском за следы то ли древнего царства, то ли инопланетного разума.
Любители альтернативной истории, ищущие связи современного мира с внеземными цивилизациями, приняли военные укрепления под Уссурийском за следы то ли древнего царства, то ли инопланетного разума. С их лёгкой руки крепость, построенная в период Русско-японской войны, стала «загадочными приморскими геоглифами». Байка так укоренилась в обиходе, что какое-то время на уссурийской трассе даже стоял официальный информационный щит с таким названием. VL.ru рассказывает, зачем построили форты и почему они так отличаются от Владивостокской крепости.
Начавшаяся зимой 1904 года Руссо-японская война заставила наших военных несколько занервничать насчёт укреплений Владивостока. Ещё сильнее задумались они после его обстрела, который показал, что японский флот может достаточно легко подойти к городу и находиться рядом с ним. Так, например, японские корабли спокойно стояли на Шкотовском рейде (район островов Русский, Шкота, Попова), не подвергаясь никаким мерам со стороны наших военных, так как имевшиеся в то время укрепления располагались далеко от этого места, а артиллерия попросту не могла добить до японских сил. Результатом этого стало укрепление южного побережья Русского острова силами полевой фортификации.
И здесь нужно разъяснить, что это такое. В оборонительном деле есть понятия долговременной и полевой фортификации. Первое – это то, что мы привыкли видеть в крепости: мощные бетонные сооружения с позициями для артиллерии, пехоты, скрытыми под толщей бетона и грунта казематами. Полевая же фортификация – это не про бетон, а про землю, камни, дерево. Самый простой и понятный пример – простейший окоп для пехоты. И вот если отталкиваться от этого, то из «окопов» разного назначения и размеров возводились (да и сейчас в мире возводятся) целые системы укреплений. Минусы такой системы – меньшая устойчивость к воздействую со стороны противника. Но есть и огромные плюсы: быстро возводится, требует меньших затрат в финансах и времени. И самое главное, в крайнем случае серьёзную систему можно возвести просто при наличии большого количества солдат с шанцевым инструментом.
Вот у нас и занялись укреплением именно таким методом. На Русском возводились опорные пункты для пехоты на вершинах сопок и доминирующих над местностью участках рельефа. Строились полевые позиции для артиллерии, опять же как на вершинах сопок, так и ближе к берегу для борьбы с кораблями и десантом противника. Что интересно, часть такой «полёвки» сохранилась до сих пор. И зная, где именно на острове они находятся, сейчас можно прикоснуться к тому, что было в то время построено для защиты от японцев.
Но не только Владивосток удостоился внимания военных. Под Уссурийском, в то время носившим название Никольск-Уссурийский, так же до сих пор располагается система полевых укреплений, построенная в период Русско-японской войны. Долгое время они были известны небольшому кругу лиц, занимающемуся военной историей благодаря упоминанию о них в книге 1908 года, посвящённой истории войны. Но с появлением онлайн-сервисов, предоставляющих доступ к спутниковым снимкам, о них опять заговорили. Но не с правильной стороны, а со стороны конспирологии и псевдоистории. Так, укрепления эти с подачи не слишком грамотных людей, любящих сказки, были обозваны «Приморскими геоглифами». И что только не рассказывали про них: что это следы древней цивилизации, жившей на территории Приморья, что это дело рук пришельцев. Попадаются даже высказывания о чуть ли не о естественном происхождении таких объектов. К сожалению, долгое время эти материалы болтались по сети, перекрывая своим количеством редкую достоверную информацию. Примечательно, что некоторые «исследователи», называя укрепления «Тереховскими фигурами» (от близкого расположения рядом села Тереховка) не исключают военное предназначение сооружений, но эта версия им явно не нравится.
Собственно, первым опубликованным источником про эти укрепления стала книга 1910 года «Русско-японская война 1904-1905 гг.» Левицкого. В этом издании разбираются особенности побережья и рельефа современного Приморского края: где удобно высаживаться противнику, по каким направлениям двигаться и так далее. Там же подробно расписывается состав войск, отрядов и то, какое войсковое подразделение куда выдвигается для выполнения определённых задач. Но нас интересуют в первую очередь те самые уссурийские форты.
В этой книге, в разделе, посвящённом войскам, располагавшимся на территории современного Приморского края, есть и страницы, рассказывающие об этих укреплениях:
«В апреле 1905 года распоряжением командующего войсками округа было приступлено к работам по постройке укреплений временного типа к югу от Никольска-Уссурийского. Ещё в декабре 1904 года была назначена специальная комиссия для составления проекта этих укреплений».
Что интересно, там же упоминаются и проекты, создававшиеся задолго до войны. Но рассчитаны они были под меньшее количество войск, соответственно имели меньший масштаб и расположение. Так, изначально по старым планам оборону должны были держать шесть батальонов, но во время войны Главнокомандующий войсками намеревался поддержать войска округа дополнительными силами, для размещения которых понадобились новые позиции. При этом их расположение выбиралось таким образом, чтобы прикрыть Владивосток и остановить попытку противника прорыва к Владивостокской крепости.
Всего на позиции, как указано в книге, было построено 10 фортов-редутов (именно так они обозначены) полевого типа. Строились они практически без блиндажей (фортификационных укрытий упрощённого типа), которые предполагалось возвести на редутах после полного понимания намерений противника. По своему типу они были приближены к тем, что строились у Ляояна на территории Китая, где летом 1904-го проходило одно из сражений с японскими войсками.
Вот это краткое упоминание долгое время было практически единственным источником информации об этих сооружениях. Но потом произошла описанная выше история с «геоглифами» и в среде историков назрело понимание того, что пора бы и про эти сооружения накопать информации и рассказать о них подробнее.
Как говорилось выше, работа комиссии по укреплению Никольска-Уссурийского началась в декабре 1904 года. Но в октябре того же года секретное распоряжение о разработке нового плана оборонительных сооружений даёт Николай Петрович Линевич , бывший в то время командующим войсками Приамурского военного округа. Распоряжение это он оставил перед убытием на новую должность командующего 1-й Маньчжурской армией. С этого момента и можно начинать отсчёт создании уссурийских фортов.
При этом выбор позиции для укреплений проводился с оглядкой на то, что дальность работы артиллерии выросла и по идеям того времени расположение этих самых укреплений должно было быть таким, чтобы огонь противника не добивал до города. В своём донесении Линевич также упоминает и предыдущий проект укрепления Никольск-Уссурийского:
«Существующий на этот предмет проект обороны подполковника Быкова вследствие увеличившейся дальности артиллерийского огня не отвечает современным требованиям, а потому при составлении нового проекта обороны г. Никольск-Уссурийского надлежит, приняв существующий за базу, иметь ввиду дальность огня и увеличившееся разрушительное действие современной артиллерии».
Отметим, что проект подполковника Быкова создавался в 1900 году и носил идею создания вокруг города круговой фортовой крепости. В реалиях начавшейся войны он стал уже неактуален по ряду причин, описанных выше.
По новому плану было задумано в итоге создание системы, разделенной на две позиции. Сразу хотим отметить, что в неё входили не только замкнутые форты-редуты, но и развитая система полевых позиции на основе протяжённых систем окопов с ходами сообщение и эшелонированным расположением на некоторых участках.
Самые известные и легкодоступные для осмотра сооружения сейчас находятся у трассы на Уссурийск в районе развязки в сторону Городечного и Тереховки. Чуть южнее этой развязки расположен форт «А», кусок правого фланга которого отрезан трассой, и прямо рядом с ним, перед его фронтом, располагаются кафе и заправка. Место для этого форта определили быстро, но вот над тем, какой формы он должен быть, пришлось поработать.
Форт А. Вид с тыла:
По первоначальному плану объект задумывали треугольной формы с расположением артиллерийских батарей. С одной, на своём правом фланге, он должен был совмещаться через земляные сооружения. Ещё одна находилась слева и чуть в тылу. Следующий план этого форта носил уже другую форму и имел двухярусную систему расположения стрелков. От него тоже отказались. Финальный проект имел форму, которую очень примитивно можно описать как сплюснутый ромб с верхним и нижним скруглёнными углами. По крайней мере такое описание более-менее понятно для людей, не знакомых с фортификацией. Размеры форта «А» примерно 500 метров в ширину и 250 в глубину. Своим правым флангом он упирается в овраг, который можно было бы использовать как прикрытый путь перемещения войск в само укрепление и наружу. При этом если пройтись по высотам поблизости, можно обнаружить впереди него и на правом фланге, тоже чуть впереди, стрелковые окопы. Появление их также вызвано особенностями рельефа в том районе. Согласно акту приёмки позиций, укрепление имело капонир для обстрела местности в сторону Суйфуна (старое название реки Раздольной).
В тылу у форта «А», у развязки располагаются ещё два укрепления: форты № 7 и № 8 (не путать с фортами на территории Владивостока). Форт № 8 своим правым флангом практически упирается в развязку и своим близким расположением у дороги также делает весьма простым его посещение. Форму он имеет треугольную с чуть выступающей горжевой частью, что делает его геометрию чуть-чуть похожей на ромб. Кстати, это достаточно типовое решение для укреплений под Уссурийском. Внешний периметр форта формирует ров, а под его прикрытием внутри находятся уже позиции для стрелков. Рассчитан он был на две роты пехоты. Перед фронтом форта, чуть ниже по рельефу располагается вытянутая система стрелковых окопов. Более развитые линии окопов располагаются на его правом фланге в сторону сопки, носящей имя Скальная, позади грунтовой дороги, уходящей от трассы. Там же, чуть в стороне и справа от форта № 8 располагается люнет «Б», который является ещё одним полевым укреплением в системе и позади которого, а также позади самого форта имеется ещё одна система окопов для пехоты.
Вид на форт № 8 и развязку:
Следующее сооружение этой группы – форт № 7. Расположен он у дороги на Тереховку примерно посередине между развязкой и Городечным. Форму он имеет такую же, как форт № 8. При этом его расположение очень удачно выбрано на местности. «Сидит» он на месте стыка нескольких распадков на доминирующей высоте, что делает его своеобразным замкóм для желающих пойти в этом месте на прорыв. Из-за специфики рельефа его левый фланг располагается несколько ниже самого форта. В современных реалиях форт понёс урон от строительства линии ЛЭП, которая прошла сквозь его сооружения.
Вид на пространство перед фортом № 7:
Эти три сооружения, форты № 7, № 8 и «А» образуют в комплексе группу, хорошо закрывающую одно из возможных направлений движения неприятеля. Тем не менее, как понятно из текста выше, вокруг и рядом с ними были и другие сооружения, в основном представляющие из себя системы стрелковых окопов.
Следующее сооружение из группы укреплений, расположенных в сторону от левого берега Суйфуна – форт № 6. К сожалению, сейчас от него мало что сохранилось и под снегом на месте, где он был, сложно разглядеть с воздуха его сооружения. Еле-еле проглядывается угол, который составляет часть его земляных планировок. Малая сохранность этого сооружения обусловлена тем, что он не был достроен, а в последствии повреждён при строительстве дороги на Барановский.
Место расположения форта № 6:
Следующие сооружения находятся уже по другую сторону Суйфуна. Они также не сохранились в полном объёме. При разработке карьера был уничтожен форт № 5. Но оставшиеся четыре сохранились до нашего времени и при желании могут быть посещены интересующимися. Единственное, в отличие от группы описанных выше, они имеют более сложную доступность в силу отсутствия рядом с ними хороших дорог. Поэтому, добираясь туда, нужно быть морально готовым либо к длинным пешим прогулкам, либо к поиску проходимого транспорта.
Форты № 2, № 3 и № 5 имели также форму, близкую к треугольной. А вот № 1 и № 4 выбиваются из этой формы. Но это обусловлено местностью и тактическим значением фортов. Располагаются они группой юго-западнее посёлка Красный Яр на доминирующих высотах в том районе. Ближайшим к реке был уничтоженный форт № 5. Сейчас же ближним стал форт № 4, расположенный за карьером завода ЖБИ. Рядом с каждым укреплением также присутствуют в том или ином виде системы стрелковых окопов.
Крайний правофланговый форт № 1 был рассчитан на роту пехоты. Его тактическое назначение было в закрытии для противника пути в тыл всей позиции. Ещё занятный момент, что до строительства в том районе было множество стихийно возникших благодаря местному населению дорог, которые противник мог использовать для перемещения. Их-то форт и перекрывал своим расположением.
Форт № 2 же имел весьма высокий бруствер, он располагается на выступающей части сопки с весьма крутыми склонами. Форт № 3 расположен на своеобразном углу всей линии обороны в этом месте, так как здесь эта линия поворачивает на север в сторону реки, в которую и упиралась когда-то пятым фортом, бывшим в период своего существования левым флангом всей позиции. Четвёртый же форт в силу своего расположения не давал противнику по удобному распадку в этом районе прорваться в тыл позиции мимо форта № 5.
Вид в сторону реки Суйфун в направлении позиции фортов № 1-5:
У двух групп этих сооружений, что с одной стороны Суйфуна, что с другой, есть одна общая черта – они местами сильно заросли лесом, а кое-где и подтоплены. Посещение их летом бессмысленно, так как поднимающаяся зелень усложняет их поиск и перемещение на местности. Плюс заросшие сооружения сложно рассмотреть и понять, как они выглядят. Поэтому для желающих посетить эти места совет – ехать туда или весной, в окно между сошедшим снегом и не успевшей подняться зеленью, либо осенью, когда всё пожелтело и опало, а снег не успел засыпать сооружения, дороги и тропы к ним.
Рассказ про укрепления хотелось бы закончить весьма интересной полевой позицией, располагающейся на горе Лохматой. Находится эта сопка рядом с Баневурово, у трассы на Хабаровск. Несмотря на то, что вокруг сопки и на ней самой есть множество дорог, не все они легко проходимы для транспорта. Сама сопка имеет интересную форму – её вершина как будто бы составлена из трёх неглубоких чаш, делающих её похожей на какой-то давно потухший вулкан. На вершине сопки располагается полевой редут, имеющий форму практически идеального прямоугольного треугольника. При этом остальная сопка укреплена весьма сильно большой и эшелонированной системой окопов, при взгляде на которую с воздуха сам редут теряется среди земляных планировок, окопов и ходов сообщения. Эта развитая позиция закрывала для противника выход из долины, идущей между сопками в этом районе и по которой течёт речка Комаровка.
Форт на сопке Лохматая:
Также на территории полигона возле Баневурово есть ещё один редут, расположенный на одной из сопок. По найденной информации, строился он уже после окончания войны в рамках учебных задач войск и к системе обороны военного времени отношения не имел.
Словом, Владивосток – не единственный город, который имел форты. Русско-японская война оставила нам множество артефактов тех лет, несмотря на то, что не докатилась до нас в полной мере. Такие интересные вещи раскрываются всё чаще на территории Приморья, а Русский остров и Уссурийск стали местами, где любители могут прикоснуться к истории одной из войн прошлого века, которые довелось вести России. А обозначение «геоглифы» для этих объектов пусть останется своеобразным историческим анекдотом.
Источник — Новости VL.ruПоследние новости
Китайская экономика теряет статус нефтяного гиганта
Переход на электромобили меняет спрос на нефть в Китае.
Опасности вейпов: мифы и реальность
Исследования показывают, что вейпинг может быть так же вреден, как и курение сигарет.
Судебное разбирательство по делу о разделе имущества супругов
В Чернигове состоялось слушание по иску о компенсации за автомобиль и минитрактор.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований