Студия "Дальтелефильм" - наследие эпохи

Студиии "Дальтелефильм" - 55 лет. Специальный репортаж Максима Каленника.

Студиии "Дальтелефильм" - 55 лет. Специальный репортаж Максима Каленника.

Наследие эпохи. События и явления. Радость и трагедии, люди и захватывающий мир обитателей моря, тайги, арктической тундры. Кадры, которые стали культурным достоянием страны.

Владивосток, перекресток Океанского проспекта и улицы Фокина. Галерея "Артэтаж". В тесных комнатах - воспоминания, визуальные и даже материальные свидетельства того, что на самом деле имело место быть. Выставка Дальтелефильму посвященная. Легендарная студия снимала легендарное документальное кино.

Владимир Патрушев, кинорежиссер: "На Дальнем Востоке было две студии. Хабаровская и наша. Но, наша славилась изящной работой со звуком. В Хабаровске так - наклеили пленку, а потом наложили как попало музыку и диктора записали. А тут искали звуко-зрительного образа. Звук и изображение. Это начиналось еще с Шепшлевича. Канищев это делал. Вот те же «Полтора часа до объятий», которые и сейчас показывают и всю жизнь будут показывать, он высчитывал золотое сечение этого фильма по логорифмической линейке. Он каждый звук подкладывал под изображение и наоборот. И эта школа продолжалась в последствии".

"Дальтелефильм". Он образовался в 68-ом на базе Владивостокской студии телевидения. Но на самом деле, первые телеочерки творческая команда стала создавать как минимум за 10 лет до этого. Впоследствии, настоящее документальное производство в штаб-квартире на Уборевича станет единственным на всем пространстве от Новосибирска до берегов Тихого океана.

Владимир Патрушев, кинорежиссер : ""Дальтелефильм" - это было не производство. Это была семья. Вот у нас был режиссер Коля Ярмоленко. Он закончил ГИТИС. Он пришел к нам работать, шесть лет, и где-то шесть лет сделал. Так вот, он уехал в Магадан в последствии и как то у него за рюмкой чая он сказал: "Я много где работал, но 6 лет на "Дальтелефильме" были самыми счастливыми в моей жизни".

Конечно, куда же без этого. Цензура была всегда. Сопровождала она и команду "Дальтелефильма". Им было сложно, но тот кто ищет пути, оригинальные, творческие выходы из тотальной системы запретов, всегда их находил. Ленты получались хотя и отредактированные, все-таки максимально настоящими.

Борис Шварц, главный редактор Главной редакции информации телевидения: "Это дальневосточная студия. Таких больше не было. Она создавала произведения о людях! Прежде всего о них, простых, но они не простые, а настоящие. Они в море, на заводах, вот их летопись их жизни и края, в котором мы жили и работали, это главное. Будь то фильмы о героических женщинах, о ледовых капитанах. Это время, оно запечатлено в картинах "Дальтелефильма". Это их почерк, и он читается и сегодня".

Почерк "Дальтелефильма" и правда был фирменным. Возможно, тут горизонты географии оказали влияние. Их широта - как просторы Тихого океана или Арктики с Антарктикой. Их никогда не покорить и не осмыслить, как и земли русского севера. Короче говоря, охват территориальный у владивостокской студии в масштабах страны был максимально бескрайний.

Владимир Патрушев, кинорежиссер: "Документалист - это такая профессия, на грани правды и неправды. И нам с одной стороны, говорили ее сказать, а с другой стороны эту правду было не желательно говорить. Очень было много цензуры. И как руководитель мог защитить своих режиссеров, авторов, от этого зависел успех студии".

Наталья Шахназарова, исполнительный директор МКФ «Меридианы Тихого»: "Это же твои ощущения, это такая тактильность, во всех отношениях тактильность. Я вот посмотрела сейчас кусочки интервью, что-то из архивов… Ну, грустно всегда, когда это ушло, это ностальгия. Такая студия была, она была невероятно сделана и какие профессионалы работали на этой студии. Они же каждый был личностью и они не могли снимать плохо, как они это делали".

Снимали бесподобно. Это опять же, про фирменный почерк. Подтверждения - многочисленные награды и премии. Часть из них из музея ГТРК «Владивосток» привезли на выставку. Создатели кинолент "Дальтелефильма" умудрялись ставить рекорды, когда завоевывали дипломы за одну и ту же картину на разных всесоюзных фестивалях. Всего было снято почти четыре сотни лент, но сохранилось всего полсотни. Конечно, это трагедия. Километры пленок стерла история.

Ну чем она пахнет. Радостью бытия. Восторгом, ой, господи, чем же она пахнет… Это такой вопрос, я не могу даже передать чем она пахнет. Вот когда сделаешь что-то хорошее, вот тогда запах восторга и счастья. Что-то получилось. А бывает потеряешь кадры, и в ворохе пленке ищешь его, где же он, по разному бывает, иногда прям керосином дело пахнет.

Владимир Патрушев, кинорежиссер : " Ну что вы, о чем вы говорите. Я бы ни один из этих фильмов сейчас не повторил. Это же, чтобы сделать кино, это же не мастерство даже и не талант. Самое главное для режиссера - энергетика. Я иногда смотрю на свои фильмы и удивляюсь, как же я это мог сделать. Второй раз "Дальтелефильм"… Да, у нас и барахла было технического, когда мы выезжали… А сейчас... Сейчас можно на телефон снять кино…. Сейчас в смысле техники все проще, конечно…. Сейчас можно снять одному, а кино мы делали коллективно мы собирались и получался коллективный разум…"

Меньше 30 лет отработал "Дальтелефильм". В год его творческие группы снимали как минимум по 10 работ. Каждый режиссер был обязан сделать ленту по обязательной разнарядке а в награду, как вдох морского бриза, своя творческая задумка. Иди, воплощай, создавай команду. Потом всё отсматривали на худсоветах. Лучшие работы транслировались по первой программе Центрального телевидения.

Почему "Дальтелефильм", мы родные люди! Уже 55 лет нам и мы постоянно встречаемся и поддерживаем друг друга. Единомышленники.  -Они- мои родные люди, вот близкие люди и ближе не будет.

У нас "Дальтелефильму" завидовали все. И радио, и телевидение. Потому что такой сплоченной команды не было.

Владимир Патрушев, кинорежиссер: "Вот у нас бухгалтеры наши как-то пришли к нам на монтажный стол, посмотреть как мы работаем… Мол чего они там делают, пленку туда-сюда гоняют… Чего делать то, взять и склеить.. Но ведь кино, во время монтажа, оно выращивается еще... Немного сдвинешь туда-сюда и может потеряться… Монтажница, чтобы она стала хорошей монтажницей, это ей надо минимум лет десять нарабатывать мастерство. Кино это… это…"

Создатели выставки в честь "Дальтелефильма" сделали почти невозможное. В тесные залы галереи смогли вдохнуть атмосферу кабинетов монтажа, звукорежиссерских, проявочных... Самообман, но как будто и правда присутствуешь на кинопроизводстве. Кстати, все сохранившиеся ленты "Дальтелефильма" доступны широкой публике на сайте виртуального музея ГТРК «Владивосток», преемника Приморского телевидения и легендарной студии.

Евгений Оленев, директор ГТРК «Владивосток»: "И вот, когда мы создавали свой виртуальный музей, все, что мы оцифровывали, мы передавали на века в фонды музея и, я думаю, что когда-нибудь, мы откроем выставку о Приморском телевидении. Я надеюсь, что всем понравится, всем она будет интересная. Кто-то узнает новое, а кто-то вспомнит молодость. И годы работы над проектами, которые принесли славу "Дальтелефильму"".

Школа "Дальтелефильма" была одной из лучших в Союзе. Будь то искусство звука, съемки, монтажа. Тогда все было вручную, а расходный материал был ограничен своим количеством. Сейчас всё куда проще. Почти каждый из нас - сам по себе документалист благодаря наличию камеры в мобильнике. Есть ли шанс у "Дальтелефильма" на возрождение?

Борис Шварц, главный редактор Главной редакции информации телевидения:
"Нет, наверное, в том качестве, котором он был, наверное невозможно. К великому сожалению утрачены традиции "Дальтелефильма". Это очень жаль, но время такое было. Но я верю, что в нашем крае среди журналистов, телевизионщиков, есть много людей, которые в состоянии заново прочувствовать ту роль и мысль, и значение, которое мы придавали "Дальтелефильму". Не в том качестве, но в другом прочтении нашего края и судеб людей. Они способны создать заново не менее замечательные произведения".

Наталья Шахназарова, исполнительный директор МКФ «Меридианы Тихого»: ""Дальтелефильм" я уже не застала, но этих людей, с которыми пришлось не просто подружиться, но и поработать немного, это было счастье. Плохо, что не сохранилось, потому что сейчас это смотреть очень актуально и интересно. И с профессиональной точки зрения, случился же обрыв летописи страны и края, а они были летописцы. Но они делали высокохудожественное документальное кино, которое было интересно зрителю".

Закрытие студии, конечно, стало ударом для многих. Часть команды смогла преодолеть потерю своего второго дома, а может быть и первого, и нашла себя в телепроизводстве. На Первом Приморском, оно и сейчас живет на Уборевича, дом 20а, или на коммерческих студиях. К счастью, прощание с "Дальтелефильмом" удачно совпало с их появлением. Последняя лента вышла в 95-ом. Частицу традиций легендарной студии призван сохранить возрожденный в 2009-ом телефестиваль «Человек и море». Работы показывают в кино. Там же, на большом экране еще недавно шло большое кино международного кинофестиваля, «Меридианы Тихого». В его афише всегда было место и документальным работам. Последний был в 2022-ом, хочется верить, что он случиться вновь. Во Владивостоке, где у горизонта нет границ, два фестиваля быть может станут основой для рождения нового Дальтелефильма.

 Наталья Шахназарова, исполнительный директор МКФ «Меридианы Тихого»:
"Это надо спасать и это надо продолжать. Сейчас услышала фразу, что профессия кино - лучшее кино. Это такой документ времени, это просто нельзя... Это опять безпамятство, опять ломать не строить? А потом пожалеть... Это такой бренд, имидж края, это наша гордость, и дальтелефильмовцы, и фестивальное движение и столько всего случичилось благодаря фестивалям и столько сделано и снять… Нельзя это прекратить…"

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Последние новости

Владивосток: помощь детям-сиротам в приобретении жилья

В этом году сироты получили значительную финансовую поддержку для улучшения жилищных условий.

Владивосток стал одним из лидеров в голосовании за «Культурную столицу России»

Город привлёк внимание благодаря активному участию жителей в голосовании.

Национальная система пространственных данных: новые возможности для граждан и бизнеса

НСПД предоставляет доступ к важной информации о земельных участках и строительстве.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Туле

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *