Беспосадочный перелёт воздушного штурмана

В современной России женщины наравне с мужчинами участвуют во всех повседневных делах большой страны.

В  современной России женщины наравне с  мужчинами участвуют во  всех повседневных делах большой страны. Они работают в  Правительстве, Государственной Думе, Совете Федераций, в  министерствах и  ведомствах, общественных организациях, в  сфере здравоохранения, культуры, физкультуры и  спорта, на  заводах и  фабриках. И,  что примечательно, сегодня всё больше женщин учится в  военных учебных заведениях, служит в  армии и  на  флоте.

Они наравне с  мужчинами – защитниками Отечества – идут ровными колоннами, чеканя шаг, на  площадях наших городов в  День Великой Победы. Они достойно продолжают традиции, заложенные прошлыми поколениями представительниц так называемого "слабого пола". Однако время доказывает, что фигура речи в  современном мире ничего общего с  действительностью не  имеет. Во  время великих свершений и  перемен российские женщины садятся за  штурвал воздушного, морского судна или за  рычаги танка, становятся связистами, медицинскими сёстрами, то  есть идут служить в  армию. Именно так поступила Марина Михайловна Раскова, став лётчиком ВВС. 28  марта 2022  года общественность России отметит 110-летие женщины-штурмана самолёта "Родина", совершившей вместе с  Валентиной Гризодубовой и  Полиной Осипенко беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Об  этом событии в  год 80-летия перелёта газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России довольно подробно рассказывала в  ряде номеров.

Марина Михайловна Раскова, в  девичестве Малинина, родилась в  1912  году в  Москве. Советская лётчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной Армии, одна из  первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938). Отец – Михаил Дмитриевич Малинин (1853-1919) – артист оперы (баритон) и  антрепренёр, вокальный педагог, умер в  Москве в  октябре 1919  года. Мать – Анна Спиридоновна, в  девичестве Любатович (1882 – после 1954), – с  1905 по  1932  год работала учителем средней школы в  городах Торжке, Вязьме и  Москве. После выхода на  пенсию жила в  семье Марины Расковой. Что могло повлиять на  выбор будущей профессии Марины – военного лётчика, когда родители владели чисто "земными" профессиями? Однако и  её брат Роман (1908-1989) в  будущем стал радиоинженером. Марина окончила среднюю школу № 32 в  Москве в  1928  году. Училась в  Московской консерватории. Работала практиканткой в  лаборатории анилинокрасочного завода. В  апреле 1929  года вышла замуж за  инженера этого  же завода Сергея Ивановича Раскова и  прервала работу до  октября 1931  года вследствие рождения дочери Татьяны; развелась в  октябре 1935  года. С  октября 1931  года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Работала штурманом в  Черноморской аэрографической экспедиции. В  1934  году окончила экстерном Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, работала инструктором-летнабом аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В  том  же 1935  году окончила школу пилотов на  аэродроме Тушино. С  осени 1935  года – инструктор по  "слепым" полётам штурманской кафедры Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и  преподаватель штурманского дела на  курсах усовершенствования начальствующего состава. В  1937-1939  годах – штатный консультант в  НКВД СССР. В  1937  году в  качестве штурмана участвовала в  установлении мирового авиационного рекорда дальности на  самолёте АИР‑12; в  1938  году – в  установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на  гидросамолёте МП‑1. 24-25  сентября 1938  года на  самолёте АНТ‑37 "Родина" (командир – В. С. Гризодубова, второй пилот – П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток (село Керби, сегодня – село имени Полины Осипенко) протяжённостью 6450  км (по  прямой – 5910  км), длившийся более 26 часов. В  ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолёт взял курс на  Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не  удалось из-за нехватки топлива.

Была совершена вынужденная посадка на  фюзеляж (без выпуска шасси), отчего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по  приказу Гризодубовой выпрыгнула с  парашютом в  тайгу (поскольку штурманская кабина находилась в  носу самолёта и  при вынужденной посадке в  тайге возникала опасность для жизни штурмана), имея всего две плитки шоколада в  кармане. Была найдена только через 10 суток. Самолёт АНТ‑37 "Родина" был впоследствии спасён, его перегнали в  Комсомольск-на-Амуре, где он находился в  эксплуатации в  годы Великой Отечественной войны.

Военный лётчик В. Усольцев в  своей книге "27 часов мужества и  вся жизнь" в  главе "Раскова сама нашла свой экипаж" описал то, что пришлось пережить женщине в  глухой дальневосточной тайге после прыжка с  парашютом.

"Ранним утром 6  октября в  штабе поиска ещё не  знали, что в  конце прошлого дня штурман Марина Раскова сама, без посторонней помощи, пришла к  "Родине".

4  октября Марина про себя отметила, что шоколада осталось всего ничего – одна узенькая пластина. Как ей хотелось проглотить её целиком, чтобы хоть на  мгновение утолить мучивший её уже много дней голод. Но  огромным усилием воли она сдержала этот порыв. А  одновременно уже в  который раз укоряла себя, что в  день приземления с  парашютом, надеясь, что выйдет к  подругам максимум завтра, позволила себе такую роскошь – съесть целых полплитки.

"Ладно, у  меня  же есть ещё немного рябины, – успокоила себя штурман, – буду есть её. Может, клюква опять попадётся. Или эта чёрная, похожая на  черёмуху ягода. Правда, от  неё почему-то хочется пить. Но  ведь чувство голода она притупляет, и  то  хорошо".

Где  же "Родина", подруги? Почему её до  сих пор не  могут обнаружить ни  с  воздуха, ни  с  земли? Все летают поблизости, а  увидеть не  могут. А  ведь должны  же ещё и  наземными командами искать. Валя с  Полиной наверняка запомнили, хотя  бы приблизительно, место, где она с  парашютом покинула самолёт, и  могут подсказать поисковикам координаты района, где её искать. Она, конечно, блуждала, но  ведь не  на  сотню километров отошла от  места приземления. По  этим сопкам и  болотам захочешь, но  не  пройдёшь много.

А  вообще, правильно  ли она идёт? Этот вопрос возникал у  штурмана в  последнее время всё чаще и  чаще. На  компас надежды мало, его стрелка то  даёт резкое отклонение, то  вообще начинает крутиться вокруг оси. Видимо, где-то поблизости находятся залежи магнитного железняка. Курс продвижения штурману приходилось держать по  солнцу и  наручным часам. Правильно  ли она определяется таким образом по  частям света?

Целый день Марине пришлось пробираться через таёжные завалы, обходить болота, карабкаться на  сопки. Когда силы покидали её, девушка просто лежала на  более или менее сухом месте, съедала пригоршню рябины или росшей под ногами клюквы, а  затем вновь отправлялась в  путь. Конечно  же, она не  знала, что к  "Родине" уже выброшены парашютисты, а  местный охотник Николай Максимович Максимов привёл к  их самолёту большую наземную группу спасателей, возглавляемую комиссаром Литвиненко. Но  почему-то была уверена, что самолёт найден и  теперь все ищут её. Вот только почему не  могут найти? Видимо, не  там ищут. Значит, надо дойти до  "Родины" самой.

Марина даже предположить не  могла, насколько была права. Лётные экипажи, приняв за  штурмана "Родины" колхозника из  Кондона Фёдора Самара, действительно искали Раскову несколько в  стороне от  маршрута её продвижения. В  подтверждение догадки девушки, ближе к  вечеру она увидела тяжёлый самолёт. Он летел по  направлению к  ней, но,  немного не  долетая, сделал два круга и  улетел обратно.

– Куда  же ты? Я  здесь! – закричала в  след ему Марина, размахивая руками.

Эх, была  бы сигнальная ракета, она  бы обозначила ей своё местонахождение. Но  ракеты нет. Стрелять бесполезно, лётчики не  услышат её выстрелов. Да  и  в  "Вальтере" осталось не  так много патронов. Сигнальный костёр она тоже не  успела  бы разложить, к  тому  же его нечем разжечь, спичек-то нет.

Спустя некоторое время штурман "Родины" видит, как подобный манёвр выполняет ещё один самолёт. Оба этих экипажа ничем не  дали понять, что её обнаружили. И  это прибавило Расковой уверенности, что её подруг нашли. И  что она идёт в  правильном направлении. Должна  же она, в  конце концов, добраться до  людей. Не  век  же ей блуждать по  этому дикому краю. Марина взбиралась на  сопку, когда в  третий раз увидела в  небе тяжёлый самолёт. Но  и  он, сделав вираж, удалился курсом на  север. Что  же это такое? Ну  почему  же они пролетают мимо и  не  замечают её? Марина устало присела на  ствол поваленного бурей дерева. Ей ужасно хотелось спать. Но  она решила во  что  бы то  ни  стало добраться до  вершины сопки, чтобы с  неё осмотреть окрестности. Вдруг "Родина" где-то совсем рядом. Не  над пустым  же местом кружат самолёты, которые она видела. Скорее всего, над "Родиной" и  виражат. Наверное, продукты сбросили девчатам, тёплые вещи. Интересно, что вкусненького из  еды Вале с  Полиной по  воздуху подбросили?.."

Стоит сказать, что свою таёжную одиссею Марина Раскова описала в  книге "Записки штурмана", увидевшей свет в  1939  году в  издательстве "Молодая гвардия". Молодёжь страны, мечтающая летать как Раскова, читала "Записки штурмана" запоем. За  выполнение перелёта Москва – Дальний Восток и  проявленные при этом мужество и  героизм 2  ноября 1938  года Марине Михайловне Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с  вручением ордена Ленина, а  после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106. Раскова, Гризодубова и  Осипенко получили звание Героев Советского Союза за  полёт на  АНТ‑37 "Родина". Это звание было присвоено женщинам впервые в  истории.

Карьера Марины Расковой складывалась до  войны так: с  1937  года Марина Михайловна находилась в  штате НКВД: в  феврале 1937  года – феврале 1939  года – штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Накануне войны, с  февраля до  марта 1941  года, – в  Особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в  Москве.

Когда началась Великая Отечественная война, М. Раскова использовала своё положение и  личные контакты со  Сталиным, чтобы добиться разрешения на  формирование женских боевых частей. Тогда  же была переведена из  НКВД в  Красную Армию.

15  октября 1941  года с  одобрения Ставки ВГК (приказ НКО СССР № 0099 от  08.10.41) и  с  поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ в  городе Энгельсе сформировала из  лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и  Осоавиахима, авиагруппу из  трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як‑1), 587-го бомбардировочного (Пе‑2) и  588-го ночного бомбардировочного (По‑2), последний носил неофициальное название "Ночные ведьмы". Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Первоначально полк был укомплектован устаревшими самолётами Су‑2, уже снятыми с  производства. Решать вопрос о  перевооружении полка Марина Раскова направилась к  народному комиссару авиационной промышленности А. И. Шахурину. Вскоре полк одним из  первых получил новейшие бомбардировщики Пе‑2, первые 20 из  которых прибыли в  часть в  июле 1942  года.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 8 (662) от 04.03.2022 г.

Виталий Лентарев

Последние новости

Китайская экономика теряет статус нефтяного гиганта

Переход на электромобили меняет спрос на нефть в Китае.

Опасности вейпов: мифы и реальность

Исследования показывают, что вейпинг может быть так же вреден, как и курение сигарет.

Судебное разбирательство по делу о разделе имущества супругов

В Чернигове состоялось слушание по иску о компенсации за автомобиль и минитрактор.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Чехове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *