О выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, на управления Минюста России в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа возложены полномочия по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, принятых региональными органами исполнительной власти.
За отчетный период управлениями ДФО проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 18985 региональных нормативных правовых актов. Противоречия федеральному законодательству выявлены в 364 региональных нормативных правовых актах.
Коррупциогенные факторы определены в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010.
Под коррупциогенными факторами понимаются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В 2024 году в Дальневосточном федеральном округе выявлялись такие коррупциогенные факторы как:
1) отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка).
В качестве примера можно указать выявленный коррупциогенный фактор в приказе министерства Забайкальского края, выразившийся в отсутствии в нормативном правовом акте нормы, предусматривающей обязанность государственного органа самостоятельно запрашивать недостающие документы посредством межведомственного электронного взаимодействия.
2) нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае).
Иллюстрацией может служить коррупциогенный фактор в административном регламенте одного из министерств Приморского края, где срок одной нормы предполагал 15 календарных дней со дня регистрации пакета документов и не совпадал со сроком другой нормы регламента, где говорилось о 15 рабочих днях также со дня регистрации пакета документов.
3) широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Образцом данного коррупциогенного фактора может является административный регламент министерства в Республике Саха (Якутия), который не содержал нормы, в которой установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
4) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям).
Такой коррупциогенный фактор выявлен в административном регламенте министерства Камчатского края. Регламент не содержал нормы о направлении соответствующего межведомственного информационного запроса о выписке из домовой книги по месту жительства или по месту пребывания заявителя, в случае непредставления заявителем по собственной инициативе указанных документов.
Впоследствии данные коррупциогенные факторы были устранены региональными органами исполнительной власти.
В целом работа управлений Минюста России по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа проводится на должном уровне.
Последние новости

Под домашний арест сроком на 1 месяц и 30 дней отправлены трое несовершеннолетних, подозреваемых в покушении на убийство, совершенное группой лиц с особой жестокостью общеопасным
Прокуратура в ближайшее время обжалует избранную судом меру пресечения.
Пройти диспансеризацию можно прямо на рабочем месте
С 1 марта по 31 мая можно пройти диспансеризацию прямо на рабочем месте. Приморские воачи приходят к сотрудникам на предприятия и в учреждения.
Глобальные изменения произойдут на оживленном перекрестке во Владивостоке
Перекрёсток Анны Щетининой – Выселковая – Бородинская – Днепровская реконструируют, сообщают «Вести:Приморье».

Семья из Уссурийска взяла под опеку сразу четверых детей
В Уссурийске одна семья внезапно стала многодетной, приняв под опеку сразу четверых детей — троих братьев и сестренку.