Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Согласно последним изменениям в законодательстве, определенные виды транспортных средств должны быть оборудованы контрольными устройствами, известными как тахографы. Несоблюдение этого требования заставит владельцев автомобилей платить штрафы. Реакция владельцев и водителей ТС на это новшество была неоднозначной; многие из них не поддерживали такую меру, увидев в ней еще один способ вымогательства денег и создания проблем.
Для понимания ситуации исследуем тему более подробно. Мы расскажем, когда и для каких целей необходимо устанавливать тахограф, как устройство работает, какие плюсы и минусы есть у его использования, а также сколько стоит монтаж и эксплуатация прибора.
Зачем устанавливают тахограф на автомобили и как он работает?
Тахограф – это контрольный прибор, который устанавливают на борту автомобиля, чтобы регистрировать основные параметры движения транспортного средства. Он автоматически записывает информацию о скорости движения, пути, затраченном времени на работу и отдых водителя, а также другие параметры.
Для отслеживания этих показателей используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает даже при выключенном двигателе, автоматически записывает данные в память и хранит их определенное время.
Тахографы могут быть как аналоговыми (дисковыми), так и цифровыми. Аналоговые устройства считаются устаревшими, так как они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. Ныне все автомобили и автобусы, выпускаемые сегодня, оснащаются цифровыми приборами.
Кто обязан устанавливать тахограф на свои транспортные средства? Какие виды ТС подлежат обязательной установке контролирующего устройства?
Согласно Приказам Минтранса РФ №36, №273 и №348, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые в сфере пассажирских и грузоперевозок. К ним относятся ТС следующих категорий: М 2 и М 3 - автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до 5 тонн и от 5 тонн соответственно; N 2 и N 3 - грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5-12 тонн и более 12 тонн соответственно.
Устройства должны соответствовать нормам безопасности колесных средств и требованиям территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР.
Контрольным устройством должны пользоваться индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Картой водителя устройство обладает ограниченный срок действия, который можно продлить. Водитель не может использовать устройство без карты или с чужим чипом. Одним из главных преимуществ тахографа является то, что данные в памяти устройства защищены от редактирования и доступ имеют только лица, заинтересованные в мониторинге, такие как владелец автомобиля, водитель и контролеры, осуществляющие проверку.
Интересным фактом является то, что хотя установка тахографа на личный транспорт по закону не обязательна, иногда его используют и частные автовладельцы.
Понимая, что монтаж и обслуживание тахографа являются достаточно затратными процессами, многие предприниматели выражают свое недовольство новыми правилами, требующими установки прибора в случаях, когда это является обязательным по закону. Водители также не всегда в восторге от установки тахографа, особенно, если они не являются добросовестными работниками и хотят обмануть систему. Однако, если посмотреть на вопрос более глубоко, то становится очевидно, что использование тахографа может принести преимущества для всех сторон.
Одной из полезных функций тахографа является возможность отслеживания местоположения автомобиля в режиме реального времени благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Диспетчер может следить за перемещением транспорта и контролировать скорость и соблюдение ПДД. Тахограф также фиксирует данные об автомобиле и сохраняет их в память устройства в течение года, а на карте водителя — в течение 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.
Технология обработки данных о маршруте является еще одной полезной функцией тахографа. Это позволяет проанализировать информацию, сохраненную в памяти устройства, и использовать ее в расчетах и отчетах. Кроме того, тахограф контролирует режим труда и отдыха водителя и сообщает ему, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха. Эти функции нередко реализуются в целях упрощения управления автопарком и обеспечения безопасности движения.
С точки зрения собственников коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках, внедрение тахографов на автомобили является необходимым критерием контроля за работой водителей. Это позволяет предотвращать простои, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения, а также повышать производительность труда и эффективность бизнеса. В то же время, водителям следует помнить о том, что использование тахографа обеспечивает безопасность движения и защищает от рисков, связанных с несоблюдением скоростного режима и усталостью.
Однако использование тахографа имеет и свои минусы. В первую очередь, это стоимость покупки и установки прибора, которая может быть существенной, особенно для больших автопарков. Кроме того, модуль необходимо менять каждые три года, что также сопряжено с дополнительными расходами. Тем не менее, в целом, тахограф является полезным прибором, обладающим большим потенциалом для повышения производительности труда и обеспечения безопасности на дорогах.
Владельцы транспортных средств должны оснащать их контролирующим устройством в соответствии с материальными обязанностями. Вопрос о стоимости установки тахографа сегодня актуален. Стоимость устройства состоит из двух составляющих: цены на сами приборы и стоимости работ, связанных с их монтажем и настройкой.
Стоимость тахографа зависит от марки и комплектации устройства, включая наличие модема GPRS. Средняя цена тахографа находится в районе 30 000 рублей.
Стоимость работ по установке тахографа определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. Установка нового тахографа обычно включает в себя активацию модуля СКЗИ, подключение устройства к бортовой электросети автомобиля, настройку или калибровку и тестирование. Эти работы могут обойтись в 6 000-7 000 рублей. Если требуется замена датчика скорости и спидометра, стоимость работ возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена установки тахографа с завершенной работой составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Согласно приказу Минтранса №36, тахограф необходимо поверять каждые три года, а цена этой услуги составляет около 2 000 рублей. Расходы на обслуживание тахографа также включают замену блока СКЗИ каждые три года.
Тахограф может быть полезен для водителей и предпринимателей, занимающихся перевозками. Он позволяет оперативно удаленно контролировать работу сотрудников и обеспечивает безопасность при эксплуатации транспорта. Расходы на установку и обслуживание тахографа полностью оправданы, учитывая функционал этого прибора.
Фото: freepik.com