Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы
Процедура таможенной очистки груза, известная как растаможка, является обязательным этапом для всех товаров, пересекающих границу государства или их группы. Однако из-за сложности таможенного законодательства РФ и ТС ЕАЭС проведение самостоятельно такой процедуры далеко не просто. Чтобы успешно и без задержек пройти таможенную очистку груза, многие компании обращаются к таможенным представителям (агентам), специализирующимся на данной процедуре. В данной статье мы расскажем о тонкостях и сложностях таможенной очистки грузов, ввозимых на территорию РФ и ЕАЭС.
Таможенная очистка грузов: что это?
Обычно под таможенной очисткой грузов понимается процесс таможенного оформления и уплаты соответствующих пошлин. Это занимается таможенный представитель, или таможенный брокер, который действует от имени и в интересах заказчика.
При пересечении границы транспортного средства с грузом подпадает под одну из таможенных процедур, определенных Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск для внутреннего потребления (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и такие таможенные процедуры, как транзит (перевозка через территорию Таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 289-ФЗ), при пересечении границы Российской Федерации из стран, не являющихся членами ТС, декларанту необходимо предъявить таможенному органу предварительные сведения о товарах, используемых транспортных средствах, а также о месте и времени пересечения границы ЕАЭС. При необходимости также предоставляются сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы. Далее декларант совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или с таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ, указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, например таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.
Таможенный союз ЕАЭС (ТС ЕАЭС) предполагает организацию единой таможенной территории для стран-участников, в число которых входят Россия, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС используют единые таможенные тарифы, а также другие меры регулирования при торговле с другими государствами. При взаимной торговле между странами ЕАЭС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории Евразийского экономического союза действуют упрощенные правила перевозки грузов.
Процедура таможенной очистки при экспорте:
При экспорте товаров за пределы РФ заявитель или его представитель должны предоставить таможенному органу необходимые сведения и документы, указанные в статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Для каждого вида транспорта, определенного в Кодексе, перечислены документы, в которые обязательно входит таможенная декларация. Документы также могут быть представлены в электронном виде, но таможенный орган вправе запросить оригиналы в любой момент.
Важно учитывать, что информация, заявленная в Таможенной декларации, должна содержать список товаров и их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (международная система классификации товаров) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Определение правильного кода для каждого товара является важным аспектом, который может стать непростой задачей для неподготовленного лица. Ошибка в данном случае может привести к неприятным последствиям.
После того, как таможенный орган выдает документы для убытия товаров, на декларации делаются соответствующие пометки. Грузы, у которых имеется статус товаров Таможенного союза, могут быть вывезены из РФ в государства-члены ТС без ограничений, если это не запрещено международными договорами или законодательством РФ.
Процедура таможенной очистки импортных грузов: что нужно знать
Процесс таможенной очистки импортных грузов схож с процедурой экспорта. Для растаможивания товаров до завершения процедуры выпуска товаров в свободное обращение необходимо уплатить ввозные таможенные пошлины, таможенные сборы и налоги. В сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) термин "таможенная очистка" чаще всего используется в отношении импорта.
Деятельность таможенных брокеров по растаможке грузов обычно включает два этапа: подготовительный и собственно таможенную очистку. На подготовительном этапе брокер анализирует данные, рассчитывает таможенные пошлины, определяет коды товаров по товарной номенклатуре ВЭД и заполняет декларацию на товары.
Далее таможенный брокер начинает взаимодействие с таможенными органами, заполняет транспортные документы, оплачивает сборы, рассчитывает пошлины и налоги. Как правило, компании, выступающие таможенными агентами, зачастую оказывают услуги по перевозке и "растаможке" в комплексе, под ключ, что крайне удобно для клиентов.
Для успешной работы таможенных брокеров необходимо всегда быть в курсе изменений таможенного законодательства, которое считается одним из самых сложных в мире. Если вы не уверены в своих знаниях таможенных процедур, стоит обратиться к брокеру.
Кроме того, к числу ввозных (импортных) таможенных платежей относятся ввозная таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы. Вывозные (экспортные) платежи включают в себя вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы. Решения о ввозных пошлинах утверждаются Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а вывозные - Правительством РФ.
Правовые аспекты в таможенной деятельности России основаны на следующих основных документах: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции от 3 августа 2018 года).
Вступление в силу ТК ЕАЭС в 2018 году явилось причиной создания закона № 289-ФЗ. Применительно к этому, федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» действует до 2020 года лишь в отдельных статьях.
Важно отметить, что последние версии этих документов представлены в соответствии с новыми тенденциями законотворчества и не перегружены деталями, что дает возможность понимать их. Однако, помимо этих документов, существует большое количество подзаконных правовых актов, писем и мероприятий, которые издается Федеральной таможенной службой (ФТС), Правительством РФ, на интересующие структуры и самими таможнями. Именно поэтому в области таможенного права существует множество проблем, коллизий и противоречий, с которыми сталкиваются многие компании, работающие в сфере экспорта и импорта товаров.
Часто таможенные брокеры помогают в облегчении процесса таможенной очистки для товара клиента. Они имеют большой опыт в разрешении подобных вопросов.
К сожалению, сотрудники таможенных органов не всегда действуют в соответствии с законом и могут воспользоваться юридической неграмотностью компаний, участвующих в внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, инспектор может недопустить заявленную таможенную стоимость товара или не оформить его в соответствии с выбранным таможенным режимом. Иногда участникам ВЭД запрашивают несуществующие документы, возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей или инспекторы могут отказать в принятии декларации из-за малейшей ошибки в документах.
Решение таких проблем без максимально компетентной помощи специалиста в области таможенного дела остается не всегда практически выполнимым.
Как избежать рисков при таможенной очистке грузов
Снижение рисков при таможенных процедурах является актуальной проблемой для компаний, занимающихся экспортом или импортом товаров. Для уменьшения упомянутых рисков компания может прибегнуть к услугам лицензированного таможенного брокера, либо нанять специалиста в штат. Данная рекомендация обоснована тем, что иметь собственного специалиста в штате выгодно только для крупных компаний, которые имеют постоянный поток товаров, подлежащих таможенной очистке. Во всех остальных случаях обращение к таможенному брокеру позволит повысить эффективность прохождения таможенных процедур и снизить затраты на содержание штатного юриста.
Если экспортируемые или импортируемые товары входят в так называемую группу риска, то рекомендуется проявлять особую осторожность при прохождении таможенных процедур. Перечень таких товаров регулярно обновляется таможенными органами, поэтому имеет смысл внимательно следить за изменениями в законодательстве.
Непрофессиональное взаимодействие с таможенными органами может привести к задержкам таможенного оформления, крупным штрафам и даже конфискации товаров. Чтобы избежать данных рисков, необходимо обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании нет собственного специалиста в данной области или товар приходит на новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов является сложной процедурой, требующей высокой квалификации и знания законодательства. Для оптимизации данного процесса полезно поручить его профессионалам, работающим в данной области.
Фото: freepik.com