Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Статья о том, как открыть собственную гостиницу, может быть весьма полезна для тех, кто мечтает о таком бизнесе. Ведь есть множество вопросов, которые надо решить: от выбора организационно-правовой формы деятельности до организации маркетинговой кампании. Поэтому в данной статье мы выделим и опишем несколько этапов, составляющих процесс открытия любой гостиницы.
Первый этап – выбор организационно-правовой формы деятельности. При образовании крупной, в том числе франчайзинговой, гостиницы необходимо создание ООО. Для открытия средств размещения с фондом до 50 номеров обычно ограничиваются оформлением статуса ИП. Если собственник будущей гостиницы уже является индивидуальным предпринимателем, он должен зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору – 55.11, для гостиниц без ресторанов – 55.12.
Второй этап — выбор системы налогообложения. При открытии гостиничного предприятия его владелец может воспользоваться УСН – упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. У ИП есть возможность сочетать УСН и ЕНВД, что особенно актуально для малых гостиниц.
Третий этап – выбор и обустройство помещения. Наиболее приемлемый вариант для небольших отелей — выкуп и перепланировка помещений. Для будущей гостиницы удобнее всего использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Хороший вариант для организации отдельно стоящей гостиницы – выкуп особняка, коттеджа. Кроме того, при строительстве, ремонте и оснащении помещений под гостиницу необходимо соблюдение строительных, санитарных, экологических норм и требований безопасности.
Четвертый этап – подбор персонала. Для открытия мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава, для гостиниц большего размера потребуется расширение состава администраторов, горничных, бухгалтерии, отдела бронирования, команды менеджеров, маркетингового отдела и других структур по решению управляющего (владельца отеля).
Пятый этап – организация маркетинговой кампании. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах эффективной мерой является заключение договоров с турфирмами, что позволит значительно заполнить гостиницу в туристический сезон.
Открытие гостиницы даже мини-формата требует немалых временных и финансовых вложений, которые значительно быстрее окупятся при разумном подходе. Поэтому, тем, кто подумывает об открытии своего небольшого отеля, необходимо все просчитать дважды. Ведь рынок гостиничных услуг насчитывает огромное количество предложений, поэтому конкурировать приходится с многими.
При составлении бизнес-плана для открытия гостиницы необходимо определить концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает в себя ряд параметров, таких как статус гостиничного объекта, местоположение, номерной фонд, вместимость и площадь, этажность, штат работников, среднегодовой уровень загрузки, сезонность, цены на проживание и дополнительные услуги.
При разработке концепции гостиницы необходимо учитывать реальную ситуацию на рынке гостиничных услуг и выбирать сегмент, который будет иметь наибольший спрос в данном регионе. Для того, чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, нужно провести маркетинговый анализ, который включает инвестиционную привлекательность рынка, характеристику существующего гостиничного фонда, характеристику спроса, цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также следует более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, набор и представленность услуг и цены на услуги. Для получения данных по конкурентной среде можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса.
Адекватный расчет издержек и доходов по сдаче номеров и другим услугам предприятия возможен только с использованием опыта. Для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса следует учитывать специфические показатели, такие как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги и план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов по бизнес-плану соответствуют ожиданиям, можно переходить к практической реализации проекта. Но на этом этапе нужна предварительная подготовка, а именно – сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы связано с необходимостью сбора громоздкой документации. Все документы нужны для того, чтобы привести бизнес в соответствие с законодательством и уберечься от жалоб контролирующих органов. Давайте рассмотрим, какие документы необходимо собрать для этого:
- Правоустанавливающие документы на помещение и земельный участок.
- Свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС.
- Разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения:
- Для строительства нужны кадастровый и ситуационный планы земельного участка, свидетельство о государственной регистрации участка, справка об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочная схема участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией.
- Для перепланировки нужно подать заявление в органы местного самоуправления с предоставлением техпаспорта помещения, разработать проект перепланировки, согласовать его с администрацией и получить разрешение на начало работ. После проверки объекта выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
- Сертификат соответствия (по желанию владельца гостиницы).
- Лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации.
- Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок.
- Документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
- Разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
- Пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг).
- Документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Если вы все предусмотрительно соберете и получите все необходимые разрешения, то останется приступить к созданию интерьера гостиницы. Это творческий процесс, который нужно осуществлять с учетом вопросов по уходу за интерьером и его обновлению, чтобы в будущем ваша гостиница могла стабильно получать положительные отзывы посетителей. Если у вас есть вопросы по подготовке документов, вы можете обратиться за консультацией в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервисы «единый окно», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Этому вопросу следует относиться не менее ответственно, чем к расчету ожидаемых финансовых показателей нового бизнеса.
Фото: freepik.com